Суббота
20.04.2024
15:10
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

RSS

  















  
  
МБДОУ № "ТЕРЕМОК"
станица ОТРАДНАЯ
  
 
Краснодарского края
 
 
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход     ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Адрес: 352290, Краснодарский край, Отрадненский район,                              ст.Отрадная, ул.Красная,102                          

Телефон : 8(86144) 3-32-74                                          

e-mail:   ivanova-i-ds@yandex.ru                                      

                                                                                                                           
Программа по Кубановедению » 
  
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 600

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5

 

        Рассмотрено                                                                             Утверждено

на заседании педсовета                                                   Заведующий МБДОУ № 5

Протокол № 1                                                                   ____________И.А.Иванова

от «31» августа 2015г.                                                          от «31» августа 201

 

 

 

Программа 
по Кубановедению

для детей от 4 до 7 лет

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

Творческая группа МБДОУ №5

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Паспорт плана творческой деятельности                                        3

2.  Введение                                                                                             4

3.  Пояснительная записка                                                                     8

4.  Тематический план                                                                          10

5.Комплексно-тематическое планирование для среднего

дошкольного возраста                                                                          11

6.  Комплексно-тематическое планирование для старшего

дошкольного возраста                                                                         16

7.  Комплексно-тематическое планирование для детей6 – 7 лет    21

8.  Методическое обеспечение                                                           26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Паспорт

Наименование

План творческой деятельности по кубановедению для детей от 4 до 7 лет.

Нормативно-правовые основы разработки плана

 Конвенция ООН о правах ребенка; Закон РФ «Об образовании»;Типовое положение о дошкольном учреждении; Программа воспитания и обучения в детском саду «Детство»   Основная образовательная программа МБДОУ № 5

Научно-методические основы разработки

В качестве теоретического и методического основания для разработки данного плана использовались результаты фундаментальных отечественных исследований и позитивный опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в МБДОУ № 5

Цель

Воспитание чувства любви к своей малой родине посредством ознакомления с историей, традициями и обычаями своего народа, сопричастности к окружающему, формирование у детей чувства потребности совершать добрые дела и поступки

Задачи

*  Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

*  Формирование чувства сопричастности к культурному наследию своего народа

*  Воспитание любви, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа

Основные

направления

*  художественно-эстетическое развитие дошкольников;

*  познавательно-речевое развитие дошкольников

*  создание условий для развития художественного творчества

*  развитие творческих способностей в различных видах музыкально-художественной деятельности

Участники реализации плана

Дети среднего и старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, специалисты, родители

Предполагаемые результаты

*  развитие социально значимых личностных качеств дошкольников

*  создание комплекса педагогических условий для нравственно – патриотического воспитания детей

*  воспитание уважения к культуре своего народа, осознание своей этнической и культурной принадлежности

2. Введение                    Пою я песнь родному краю,

                                         И в мире нет земли милей,

                                          Чем та, что я зову Кубанью –

                                          Жемчужиной России всей!

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня, станица неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной край, город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

·  Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

·  Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

·  Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Воспитывая у детей любовь к своему краю, своей станице необходимо подвести их к пониманию, что их станица — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

·  повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);

·  везде соблюдаются традиции:Родина помнит героев, защитившихее от врагов;

·  повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

·  люди берегут и охраняют природу;

·  есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

·  "позитивный центризм"(отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

·  непрерывность и преемственность педагогического процесса;

·  дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

·  рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

·  деятельностный подход;    

·  развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Пояснительная записка

Одной из задач детских дошкольных учреждений является приобщение детей к духовному и культурному наследию жителей Кубани. Дети с раннего возраста должны знать, что они являются носителями культуры казаков, знать обычаи, быт, традиции своего народа, научиться понимать и любить свою малую родину.

Программа творческой деятельности по кубановедению построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности. В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для детей дошкольного возраста знаний.

Цель программы творческой деятельности заключается в формировании у детей потребности совершать добрые дела и поступки, в воспитании чувства любви к своей малой родине посредством ознакомления с историей, традициями и обычаями своего народа, сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Программа позволяет решать вытекающие из цели следующие задачи:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

 

Программа составлена на основе опыта работы педагогического коллектива МБДОУ № 5 и, согласно учебному плану, рассчитана на три учебных года (102 занятия), 34 часа на один учебный год (один раз в неделю).

 

 

 

 

 

Тема

Всего

НОД

Средняя группа

4 – 5 лет

Старшая

Группа

5 – 6 лет

Подготови

тельная

группа

6 – 7 лет

1. Я и моя семья

18

12

3

3

2.Родная станица.

20

10

5

5

3.Природа родного края.

18

8

5

5

4.Нет в мире краше Родины нашей.

8

-

4

4

5.Без прошлого нет настоящего.

12

-

6

6

6.Труд и быт казаков.

11

-

4

7

7.Береги землю родимую, как мать любимую

15

4

7

4

Всего ОД

102

34

34

34

 

 

План составлен по возрастным группам. Он охватывает три возрастных периода физического и психического развития детей: средний возраст – от 4 до 5 лет, старший дошкольный возраст – от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет.

В каждом разделе плана определены возрастные особенности нравственно – патриотического воспитания в ДОУ, его цели и задачи.

Предполагаемыми результатами изучения кубановедения является

воспитание и развитие социально значимых личностных ка­честв дошкольника, уважение к истории и культуре народов Кубани,

осознание своей этнической и культурной принадлежности,

осознание чувства любви за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани.

 

 

 

 

4. Тематический план.

1.Я и моя семья.

Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Мой детский сад. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции. Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий

2.Родная станица.

Родная станица, улица, на которой я живу. Улицы моей станицы. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Достопримечательности станицы. Труд людей моей местности.

3.Природа родного края.

Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной.. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Моря и их обитатели Бережное отношение к природе родного края.

4.Нет в мире краше Родины нашей.

Москва – столица нашей Родины. Символика России. Символика Краснодарского края. Моя малая родина. Флаг, герб родного района.

Кубань - житница России. Красота окружающего мира.

5.Без прошлого нет настоящего.

Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. Народные ремёсла. Обычаи и праздники казаков, живущих на Кубани. События Великой Отечественной войны на Кубани. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

6.Труд и быт казаков.Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Одежда казаков. Уклад кубанской семьи. Кубанские умельцы. Казачья хата. Православные праздники. Атамань – музей под открытым небом. Труженики родного края. Профессии моих земляков. Хлеб – всему голова.

7.Береги землю родимую, как мать любимую.

При солнышке – тепло, при матери - добро. Кто ленится, тот не ценится.. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела.

 

5. Комплексно – тематическое планирование по кубановедению в ДОУ

для детей среднего дошкольного возраста

В этом возрасте изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получа­ет в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.

Появля­ются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Выделяют следующие задачи нравственного воспитания:

- Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая зна­комить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы.

- Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду.

- Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значи­мость их труда. Совершенствовать их собственные трудовые умения.

- Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справед­ливым, сильным и смелым; приучать испытывать чувство стыда за неблаго­видный поступок.

- Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх.

 

 

 

 

 

 

 

Тема

Содержание

Месяц

Кол – во

занятий

Итоговое мероприятие

1. Я и моя семья

Будем знакомы! Любимые занятия. Мой детский сад. Моя семья

Сентябрь –

ноябрь

6

Создание фотоальбома группы «Наша дружная семья»

2.Родная станица.

Родная станица, улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Труд замечательных людей. Герои моей станицы

Декабрь –

февраль

5

 

3.Природа родного края.

Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Моря и их обитатели. Люблю тебя, мой край родной.

Март –

апрель

6

Участие в экологическом празднике,

Оформление дидактического материала по теме

7.Береги землю родимую, как мать любимую.

При солнышке – тепло, при матери - добро. Кто ленится, тот не ценится. Казачий фольклор

Май

3

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz