Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5
Рассмотрено Утверждено
на заседании педсовета Заведующий МБДОУ № 5
Протокол № 1 ____________И.А.Иванова
от «31» августа 2015г. от «31» августа 2015г
Составители:
Творческая группа МБДОУ №5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт плана творческой деятельности 3
2. Введение 4
3. Пояснительная записка 8
4. Тематический план 10
5.Комплексно-тематическое планирование для среднего
дошкольного возраста 11
6. Комплексно-тематическое планирование для старшего
дошкольного возраста 16
7. Комплексно-тематическое планирование для детей6 – 7 лет 21
8. Методическое обеспечение 26
1. Паспорт
Наименование
|
План творческой деятельности по кубановедению для детей от 4 до 7 лет.
|
Нормативно-правовые основы разработки плана
|
Конвенция ООН о правах ребенка; Закон РФ «Об образовании»;Типовое положение о дошкольном учреждении; Программа воспитания и обучения в детском саду «Детство» Основная образовательная программа МБДОУ № 5
|
Научно-методические основы разработки
|
В качестве теоретического и методического основания для разработки данного плана использовались результаты фундаментальных отечественных исследований и позитивный опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в МБДОУ № 5
|
Цель
|
Воспитание чувства любви к своей малой родине посредством ознакомления с историей, традициями и обычаями своего народа, сопричастности к окружающему, формирование у детей чувства потребности совершать добрые дела и поступки
|
Задачи
|
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Формирование чувства сопричастности к культурному наследию своего народа
Воспитание любви, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа
|
Основные
направления
|
художественно-эстетическое развитие дошкольников;
познавательно-речевое развитие дошкольников
создание условий для развития художественного творчества
развитие творческих способностей в различных видах музыкально-художественной деятельности
|
Участники реализации плана
|
Дети среднего и старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, специалисты, родители
|
Предполагаемые результаты
|
развитие социально значимых личностных качеств дошкольников
создание комплекса педагогических условий для нравственно – патриотического воспитания детей
воспитание уважения к культуре своего народа, осознание своей этнической и культурной принадлежности
|
2. Введение Пою я песнь родному краю,
И в мире нет земли милей,
Чем та, что я зову Кубанью –
Жемчужиной России всей!
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня, станица неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной край, город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
· Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
· Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
· Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Воспитывая у детей любовь к своему краю, своей станице необходимо подвести их к пониманию, что их станица — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
· повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
· везде соблюдаются традиции:Родина помнит героев, защитившихее от врагов;
· повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
· люди берегут и охраняют природу;
· есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
· "позитивный центризм"(отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
· непрерывность и преемственность педагогического процесса;
· дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
· рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
· деятельностный подход;
· развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Пояснительная записка
Одной из задач детских дошкольных учреждений является приобщение детей к духовному и культурному наследию жителей Кубани. Дети с раннего возраста должны знать, что они являются носителями культуры казаков, знать обычаи, быт, традиции своего народа, научиться понимать и любить свою малую родину.
Программа творческой деятельности по кубановедению построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности. В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для детей дошкольного возраста знаний.
Цель программы творческой деятельности заключается в формировании у детей потребности совершать добрые дела и поступки, в воспитании чувства любви к своей малой родине посредством ознакомления с историей, традициями и обычаями своего народа, сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Программа позволяет решать вытекающие из цели следующие задачи:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Программа составлена на основе опыта работы педагогического коллектива МБДОУ № 5 и, согласно учебному плану, рассчитана на три учебных года (102 занятия), 34 часа на один учебный год (один раз в неделю).
Тема
|
Всего
НОД
|
Средняя группа
4 – 5 лет
|
Старшая
Группа
5 – 6 лет
|
Подготови
тельная
группа
6 – 7 лет
|
1. Я и моя семья
|
18
|
12
|
3
|
3
|
2.Родная станица.
|
20
|
10
|
5
|
5
|
3.Природа родного края.
|
18
|
8
|
5
|
5
|
4.Нет в мире краше Родины нашей.
|
8
|
-
|
4
|
4
|
5.Без прошлого нет настоящего.
|
12
|
-
|
6
|
6
|
6.Труд и быт казаков.
|
11
|
-
|
4
|
7
|
7.Береги землю родимую, как мать любимую
|
15
|
4
|
7
|
4
|
Всего ОД
|
102
|
34
|
34
|
34
|
План составлен по возрастным группам. Он охватывает три возрастных периода физического и психического развития детей: средний возраст – от 4 до 5 лет, старший дошкольный возраст – от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет.
В каждом разделе плана определены возрастные особенности нравственно – патриотического воспитания в ДОУ, его цели и задачи.
Предполагаемыми результатами изучения кубановедения является
воспитание и развитие социально значимых личностных качеств дошкольника, уважение к истории и культуре народов Кубани,
осознание своей этнической и культурной принадлежности,
осознание чувства любви за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани.
4. Тематический план.
1.Я и моя семья.
Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Мой детский сад. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции. Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий
2.Родная станица.
Родная станица, улица, на которой я живу. Улицы моей станицы. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Достопримечательности станицы. Труд людей моей местности.
3.Природа родного края.
Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной.. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Моря и их обитатели Бережное отношение к природе родного края.
4.Нет в мире краше Родины нашей.
Москва – столица нашей Родины. Символика России. Символика Краснодарского края. Моя малая родина. Флаг, герб родного района.
Кубань - житница России. Красота окружающего мира.
5.Без прошлого нет настоящего.
Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. Народные ремёсла. Обычаи и праздники казаков, живущих на Кубани. События Великой Отечественной войны на Кубани. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.
6.Труд и быт казаков.Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Одежда казаков. Уклад кубанской семьи. Кубанские умельцы. Казачья хата. Православные праздники. Атамань – музей под открытым небом. Труженики родного края. Профессии моих земляков. Хлеб – всему голова.
7.Береги землю родимую, как мать любимую.
При солнышке – тепло, при матери - добро. Кто ленится, тот не ценится.. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела.
5. Комплексно – тематическое планирование по кубановедению в ДОУ
для детей среднего дошкольного возраста
В этом возрасте изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Выделяют следующие задачи нравственного воспитания:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы.
- Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду.
- Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Совершенствовать их собственные трудовые умения.
- Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым; приучать испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
- Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх.
Тема
|
Содержание
|
Месяц
|
Кол – во
занятий
|
Итоговое мероприятие
|
1. Я и моя семья
|
Будем знакомы! Любимые занятия. Мой детский сад. Моя семья
|
Сентябрь –
ноябрь
|
6
|
Создание фотоальбома группы «Наша дружная семья»
|
2.Родная станица.
|
Родная станица, улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Труд замечательных людей. Герои моей станицы
|
Декабрь –
февраль
|
5
|
|
3.Природа родного края.
|
Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Моря и их обитатели. Люблю тебя, мой край родной.
|
Март –
апрель
|
6
|
Участие в экологическом празднике,
Оформление дидактического материала по теме
|
7.Береги землю родимую, как мать любимую.
|
При солнышке – тепло, при матери - добро. Кто ленится, тот не ценится. Казачий фольклор
|
Май
|
3
|
|
|